Главная » Статьи » Богословие » Доклад о произведении Сократ Схоластик Церковная история

Доклад о произведении Сократ Схоластик Церковная история

Уже с древних времен не существовало никаких сведений о его биографии кроме тех фактов, которые он сам упомянул в своей «Церковной Истории». Это произведение было написано им по образцу одноимённого труда Евсевия Кесарийского, который считается основателем школы историков. В своем произведении, Сократ подробно описывает роль императора в церковных делах. А светским проблемам он уделяет не меньше внимания, чем религиозным.

Предполагают, что он родился где то около 380 года. Учителями Сократа, как он сам об этом сообщает, были грамматики по имени Элладий и Аммоний, прибывшие из Александрии в Константинополь. Они были языческими жрецами.

Сам Сократ, вероятно принадлежал к состоятельному сословию, поскольку имел возможность получить хорошее образование. Он изучал грамматику, риторику, библейскую экзегезу, отлично знал латинских авторов.

Учился ли в дальнейшем Сократ у софиста Троила, до конца не доказано. В последующие годы он путешествовал, посетив, помимо всего прочего, Пафлагонию (территория современной Турции) и Кипр.

Так же у нас нет информации о профессии Сократа. Предполагают, что он не был священником, поскольку придерживался либеральных богословских воззрений об истине, еретиках и раскольниках, и имел довольно смутные представления об ортодоксальной вере. Хотя это может быт объясняться и тем, что ортодоксальные доктрины тогда еще не были сформулированы в достаточной мере.

Не мог он быть и чиновником, поскольку в его сочинении нет характерного для таких авторов экстравагантных и возвышенных описаний деяний императоров. Хотя, нужно отметить, что к существующему в его времена порядку вещей он испытывает явную симпатию. Судя по тексту предполагают, что он был юристом, вдобавок, титул «Схоластик» дает многим повод видеть в нём «адвоката».

Образование, которое Сократ получил у учителей язычников послужило для него поводом уважения к греческой языческой культуре и науке. Он охотно изучал сочинения Юлиана отступника и Ливания софиста, который был учителем Иоанна Златоуста. Хотя и критиковал их, защищая христианство. Из более древних писателей, он, как это показано Бауром и Гарнаком, уважал особенно Фукидида, крупнейшего древнегреческого историка, которому старался подражать в складе речи и в композиции. Христианских авторов он начал изучать лишь в то время, когда уже приступил к написанию своей «церковной истории».

Он читал и знал Евсевия Кесарийского,Филосторгия, Руфина, Савина, Афанасия Великого, «Акты» Архелая, «Якорь» святого Епифания, сочинения Георгия Лаодикийского, рассказы о монашестве Евагрия и Палладия, и сочинения еретика Нестория. Оригена же он знал недостаточно. И не столько по его сочинениям, сколько по апологии, писанной его другом Памфилом. Сочинения капподокийских отцов церкви Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского он читал мало, и это отзывается на его истории весьма невыгодно. Из древней, дооригеновской христианской литературы Сократ знает лишь Климента Александрийского, Иринея Лионского и Апполинария Иерапольского.

Сократ был самоучка в богословии и не имел твердых и устойчивых понятий об истинном учении церкви. Ему нравились остроумные и глубокомысленные рассуждения ученых еретиков, например Филосторгия и особенно Савина, епископа Ираклийского. При всей своей осторожности, он много пользуется их сведениями и суждениями.

Произведение Сократа Схоластика «Церковная история» является его единственным произведением, она является продолжением истории Евсевия Кесарийского и он начинает с года, на котором остановил своё повествование его предшественник. Таким образом его история охватывает период с 305 по 439 годы. Ученые предполагают, что она была закончена именно в 439 году,  или вскоре после этого и, безусловно, ещё при жизни Феодосия 2, императора восточной римской империи, то есть до 450 года.

Книга написана на простом греческом языке, употреблявшемся в церкви со времен Константина до периода жизни Сократа. На первый план в труде выходят церковные разногласия.  Прежде всего с Арианами, и затем с прочими внутрихристианскими ересями, а также с язычеством. Он описывает как проходили церковные соборы, чем они были спровоцированы и какие они выпускали формулировки христианской веры. Во вступлении к 5-й Книге автор также защищает взаимодействие церкви с сарацинами и политиками. Сократ дословно цитирует некоторые постановления синодов и приводит списки чиновников от церкви и епископов. Современную ему историю он воспроизводит по собственным воспоминаниям. Ценность его произведения заключена в том числе в многочисленных выдержках из современных ему первоисточников.

Точка зрения Сократа Схоластика по многим пунктам выдержана и уравновешенна. Вероятно он был последователем движения Новациан, и его принадлежность к этому малочисленному обществу, вероятней всего, помогала ему сохранять относительно отстранённую точку зрения при взгляде на процессы в Католической Церкви. Он критически относился к Иоанну Златоусту, и старался не использовать гиперболические эпитеты в отношении видных лиц церкви и государства.

Сократ Схоластик утверждает, что импульсом написать свою «Церковную историю» он обязан некому Теодорусу, который во 2-й Книге упоминается как «святой Божий человек», и поэтому предполагают, что он был монахом или представителем высшего клира.

В VI веке книга Сократа Схоластика была объединена в компиляцию с сочинениями его современников Созомена и Феодорита Кирского, что мешало отличить их одного от другого. Ситуация изменилась совсем недавно, когда их индивидуалистичные характеристики христианских императоров были изучены и сравнены, что позволило литературному критику Хармуту Лепину сделать вывод об личности сочинителей.

Первое издание «Церковной Истории» на греческом языке было осуществлено в XVI веке Робертом Эстиенном в Париже, (1544 год, на базе «Codex Regius» 1443 года). На латынь её перевел Иоанн Христофорсон в 1612 году. Фундаментальным ранним изданием, тем не менее, стал труд Генрикуса Валесиуса (Анри Валуа), вышедший в Париже в 1668 году. При составлении текста он сопоставлял несколько дошедших манускриптов: «Codex Regius», «Codex Vaticanus», «Codex Florentinus», а также пересказ Схоластика Теодорусом Лектором («Codex Leonis Alladi»).

Русский перевод «Церковной истории», был выполнен в середине XIX века в Санкт-Петербугской духовной академии, судя по всему, с греческого издания в Патрологии Жака Миня. (Socratis Scholastici Historia ecclesiastica//PG, t. 67, Paris, 1859, col. 30-842). В конце XX века осуществлено переиздание, где сомнительные места были сверены с греческим оригиналом.

Категория: , | Дата: 14.03.2015
Просмотров: 336
Установка на страницах с каталогом

Акция!

До 15 апреля будет действовать скидка 10% на всю продукцию из гранита.

Просто позвоните по тел: 

8 (918) 042 84 50

×